Инвестор Сергей Карташов о последних AI-разработках для мира спорта
Ещё лет двадцать назад, наблюдая за футбольными матчами или Олимпийскими состязаниями по телевизору, никто и предположить не мог, какие невероятные инновационные изменения в скором времени произойдут в мире большого спорта. Виртуальные арбитры, 3D-симуляторы для спортсменов, data-аналитика и цифровые стадионы — всё это, по мнению партнёра IT-компании Roosh Сергея Карташова, стало возможным благодаря стремительному развитию искусственного интеллекта.
Диджитализация в футболе
Самый яркий пример применения высоких технологий — это, конечно, футбол. Под влиянием цифровизации самый популярный спорт в мире совершенствуется на всех возможных этапах, будь то тренировка и тактическая подготовка игроков, работа арбитров, сбор и анализ данных о матчах или прогнозирование исходов матчей.
Одно из недавних и в то же время наиболее известных решений — VAR, или система видеопомощи арбитра. Эта технология позволяет рефери пересмотреть спорный момент поединка на повторе и принять решение, объясняет Сергей Карташов. Аналогичные системы используются и в других дисциплинах. Например, ТМО — в регби.
Также востребованы инструменты, которые составляют игровую статистику. Сведения могут собираться как об отдельных футболистах, так и о клубе в целом. На основе этого изучаются преимущества и недостатки атлетов, составляются новые стратегии на поле и даже создаются прогнозы матчей. Например, метрики вроде xG, VAEP и OBV помогают разнопланово оценить соревновательную деятельность игроков и присвоить им тот или иной рейтинг.
Не менее любопытным новшеством в футболе стала так называемая тепловая карта — рисунок поля, на котором передвижения спортсменов представлены в виде разноцветных пятен. Чем «теплее» и насыщеннее цвет, тем активнее проходила игра в помеченном участке. Составляет картограмму человек, однако вся информация анализируется компьютером. На её базе можно определить сильные и слабые стороны команд, выявить недочёты в линиях защиты и нападения, сформировать новые тактики игры против соперников.
Также Сергей Карташов упомянул устройство под названием Apex Athlete Series от компании STATSports — короткие чёрные топы, которые футболисты надевают под или на форму. В них встроен GPS-трекер, который фиксирует данные об активности игрока в реальном времени: скорость, расстояние, пульс, усталость, реакцию на стрессовые ситуации и т. д. Часто трекер работает в дуэте с тепловой картой, собирая для неё данные по ходу поединка. Девайс так хорошо показал себя в действии, что теперь применяется и в других спортивных состязаниях, таких как регби и лёгкая атлетика.
AI на Олимпийских играх
С февраля в информационном пространстве не утихают разговоры о Зимней Олимпиаде 2022, стартовавшей в Пекине. Искусственный интеллект добрался и туда. В качестве примера Сергей Карташов приводит фигурное катание, в котором с недавних пор стали активно использоваться компьютерные программы на базе 3D-рендеринга. К телу фигуристов крепятся датчики, которые фиксируют их перемещение на катке, а затем на основе этой информации создаётся виртуальная модель спортсмена, на которой хорошо видны все его движения и ошибки. Таким образом, с помощью компьютера можно усовершенствовать тренировку и даже смоделировать и протестировать новые элементы танца, не подвергая фигуристов реальному риску.
Ещё одна интересная разработка — VR-тренажёр для лыжников, который имитирует трассу. Программа изучает физическое состояние бегунов, а также помогает им эффективнее подготовиться к гонкам и скорректировать процесс их восстановления.
Новые возможности большого спорта
Искусственный интеллект не ограничивается одним лишь сбором и анализом данных о производительности спортсменов. Технология позволяет на базе полученной информации создавать нечто новое — например, футбольные клубы.
Несколько лет назад миллиардер Тони Блум приобрёл ФК «Юнион» и решил заняться его реорганизацией при помощи компьютерной программы. Искусственный интеллект помог собрать команду из малоизвестных недорогих спортсменов и свободных агентов, практически не тратя деньги на трансферы. Сэкономленные средства направили на обновление стадиона и развитие инфраструктуры. В результате риск оправдал себя: несмотря на скромные бюджеты, состав получился очень сильным, и сейчас ФК держится на первом месте в Чемпионате Бельгии по футболу.
Машинный интеллект внёс особый вклад в профессиональный спорт и во время пандемии Covid-19, упомянул Сергей Карташов. В частности, участник НБА «Торонто Рапторс» внедрил в своё клубное мобильное приложение «цифровую арену», таким образом решив проблему пустых трибун на стадионах. Позже этим софтом заинтересовались и другие команды ассоциации — «Портленд» и «Сан-Антонио». Теперь зрители могут смотреть матчи, следить за статистикой, участвовать в конкурсах, делать прогнозы и общаться не выходя из дома, оставаясь частью огромного виртуального комьюнити болельщиков.